On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Сегодня, 23 сентября 2014 года форум начинает свою работу с обсуждения проекта Устава Ассоциации терапевтического фехтования

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 51
Зарегистрирован: 10.09.14
Репутация: 0

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.14 14:56. Заголовок: А. Шлюханов о своем выступлении на Международном Конгрессе


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС ОТКРЫЛ ДВЕРИ ДЛЯ ТЕРФЕХТА

Тренер по терапевтическому фехтованию Александр Шлюханов недавно выступал на Международном конгрессе «Отечественные традиции и новации в психотерапии, практической и консультативной психологии», который проводился Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой.
Александру Шлюханов за двадцать минут постарался донести до слушателей, что такое терапевтическое фехтование и зачем нужна эта новая практика.
Рассказать об этом более подробно мы попросили самого Александра. Предлагаем Вашему вниманию стенограмму этого рассказа.

А. Шлюханов:
Мой доклад, который я планировал озвучить на конгрессе, назывался «Христианская психология через практику фехтования». Доклады предварительно рассматривались организаторами конгресса, поэтому в аннотации, когда я отправлял заявку, написал другое, более полное, название: «Духовное измерение телесно-ориентированного метода экзистенциальной психотерапии». Духовность рассматривается в рамках экзистенциального подхода и православной религии. А метод рассматривается как практика экзистенциальной терапии и один из методов духовной практики через работу с телом. Как бы духовная практика через тело или христианская психология через практику фехтования.
Я выбрал следующие акценты, на которых хотел остановиться в своем докладе: первое – это тренировка внимания к себе. Развитие внимания есть во многих практиках фехтования. Во время атаки и защиты происходит, по сути, тренировка внимания – это то, что мы называем «присутствие». И в православной практике считается, что суть всех упражнений о Господе – внимание к себе. В книге святителя Игнатия Брянчанинова даже целая глава называется «Чин внимания к себе для живущего посреди мира». Суть всех упражнений – внимание, без внимания не делается ничто. И человек, живущий в Господе и желающий развиваться в Господе, должен практиковать внимание и не только в одиночестве, но даже среди мира, суеты и т.д. По-моему фехтование как раз способствует выработке такого рода внимания.

Должен сказать, что основа второго, третьего, четвертого, пятого модулей – присутствие при сути, осознавание, где мои руки, ноги, что я делаю, что говорю и т.д. – это все внимание. Это первое, что я хотел сказать.
Далее внимание к своей форме бытия – как я живу – это тоже было про внимание. Про зло – не зло я хотел сказать: то, что мы понимаем для себя – я озвучил – очень хорошо видно в практике с мечом, а на словах иногда незаметно, сделал я зло или нет: «А что? Я просто так сказал…» - заявляет человек, не понимающий, что кого-то ранил неосторожно сказанным словом.
А в фехтовании, если я чуть переборщил с нажимом во время атаки, то что происходит: бум – человек пострадал… То есть это «перебарщивание» сразу заметно, что я боль приношу. На словах иногда это менее заметно: в интонации начинаю нажимать или больше говорить, нарушаю границы словесные тоже. Очень сложно в вербальных практиках это обнаружить, даже в православных психологиях сложно обнаружить: нарушил ли я границу или не нарушил, агрессивен я или не агрессивен, маниакален я – не маниакален… А в фехтовании это очень хорошо видно. Поэтому я хотел сказать, что именно практика фехтования очень хорошо это высвечивает в человеке и позволяет тут же, на основе нашего метода, образ себя тут же прорабатывать, то есть быть в другом образе.

Тема воплощения как в православии, так и, соответственно, у нас, в практике фехтования. Выводить свою экзистенцию и т.д. Следующее это то, что мы работаем именно с образом себя. И кстати, тоже мне понравилось, в отличие от всех предыдущих курсов, сегодня у нас во время обсуждения звучало про образ духовный, наверное, ангельский, что любовь вечна – что-то про целостность духовную. Мне нравится, что больше и больше, с каждой новой группой люди все больше затрагивают духовную сферу. Выбирают этот образ, что я называл человеческий. Я там это озвучил, потому что мы часто говорим слово «человек», при этом в психологии нет четкого определения, что такое «человек», что такое человеческая форма бытия. Когда мы говорим: «Ты бесчеловечен» - а где определение? Что само слово означает «человек»? Я сам еще биолог, преподаю зоопсихологию, и меня начинает коробить, когда у нас начинают сравнивать человека с животным. А что там, легко: вот, у этих так же, у этих также. Это вот, как у шимпанзе… Минуточку! Так мы шимпанзе или нет?.. Сейчас в психологии начинается какая-то зоофилия: есть антропоцентристский подход, когда все очеловечивают, а есть зооцентристский, когда начинают с животным сравнивать, объединять. И мы начинаем терять некие рамки того, что же такое человеческая форма бытия? Мне понравилась фраза – она у меня с мая этого года в голове, я на конференции по психосоматике это услышал: когда мы работаем с людьми, необходимо вернуться в человеческую форму. На это высказывание кто-то выкрикнул из зала, что возврат в человеческую форму приводит к актуализации чувств вины и стыда. Я понял: часто многих людей не удается вернуть в человеческую форму потому, что пока ты не был в человеческой форме, то много чего такого натворил, что когда ты возвращаешься в нее, у тебя актуализируются совесть, стыд и вина за то, что ты делал в тот период. И это очень не хочется, поэтому возвращаться очень трудно.

Это второй момент, который я хотел озвучить. И третий, это можно сказать, базовый вопрос, с которого я, собственно, впервые и понял, что суть слова «религия» - это восстановление связи. Про связь и то, что фехтование, как-то уже так сложилось, что первый модуль – это восстановить связь с собой, для того чтобы воплощаться. Второй модуль – прояснение – это тоже такая связь с собой. Третий модуль, наверное, самый сложный, - начать практику концентрироваться только на связи, на «между» партнерами. И здесь идет умаление себя, забота о связи. Это очень сложно оказалось: помнить, что ты в связи с кем-то. И если ты помнишь, концентрируешься, то натренировываешь это чувство связи, и оно постепенно становится привычным. И тогда каждое твое действие становится в связи с чем-то. Не только ты - «я», а в связи, что у меня есть жена; Вячеслав любит тему патриотизма: в связи с тем, что я русский; в связи с тем, что я человек, в связи с тем, что я частица Бога – это уже совершенно другое. То есть мы можем через этот метод тренировать эту связь, потому что, действительно просто концентрируясь на этом, мы можем натренировывать это.

На четвертом модуле «Целостность» мы эту связь расширяем: с тремя партнерами пытаемся связь держать, вчера – с четырьмя. Вот она, связь с миром, это уже тема целостности. И как продолжение мы приближаемся к духу, я так понимаю, потому что чем в большей связи я буду себя чувствовать, тем больше я приближаюсь к чему-то абсолютному, быть с Богом. Я лично это называю духовным измерением фехтования, терфехта, смыслового фехтования.

Это я хотел доложить во время своего выступления, но пошло все не так. Просто, когда я вышел, первый доклад был про психосоматику, я много интересного узнал… Поэтому я просто вышел с мечами, отложил эти бумажки и, по сути, сказал, что да, действительно вы в психотерапии стараетесь выделять три измерения (графических оси) человека: духовное – в вертикальной плоскости и в горизонтальной – тело и психика. И вот этот разрыв… во-первых, в отличие от других видов психотерапии, считается, что разрыва нет, то есть они выходят из одного центра и являются осями одного, даже все три измерения бытия человека. И, соответственно, с точки зрения терапии, они стараются восстановить эту связь, чтобы дух воплощался в этом психосоматическом уровне бытия. И психосоматика рассматривается как нарушение связи, когда дух не может воплотиться, он начинает в психосоматике всякие болезни создавать. Даже скоро статья на эту тему выйдет, интересно будет, как раз к онкологии какие психосоматические нарушения приводят. И работа там уже не из метода, например, генштальт, а с восстановлением конкретных позиций в духовных измерениях, чтобы проходили болезни.

И когда я вышел, то как раз в этом русле и начал говорить, что я сидел, слушал и пришел к выводу, что в принципе мы в терфехте делаем то же самое. По сути, это удар «Я Есть». Я достал меч и говорю: берем и… – у нас это называется метод экзистенциальной инициальной терапии. Мы не долго разговоры налаживаем, а сразу создаем образ воплощения, образ соединения всех этих вещей и сразу в одном движении стараемся дух, можно сказать, опустить на психосоматический уровень, на телесный. Чтобы через тело сразу чувство шло, мы даем обратную связь: был – не был. Это духовное «я» проявилось в экзистенции или нет, на сколько процентов, какое оно, чего не хватило и т.д. - мы делаем то же самое. Рассказал им историю кратко, про Дюркхайма, который ездил в Японию и учился фехтованию, потом приехал, про проигравших немцев, которые были очень экзистенциально подавлены. И он тогда понял, что им нужен этот метод, чтобы их как-то «оживить», что ли. Вот Вячеслав Летуновский съездил в Германию. Оттуда это привез, развил, добавил поединки и т.д.

Махнул я перед ними, сказал: «Я Есть!» - меня это очень собрало. И даже краем глаза замечал, что они на телефоны что-то снимают; на кивки головой я уже не реагирую, потому что обнаружил: у психотерапевтов разных направлений, когда они слушают, такой автоматизм, который поначалу я выдавал за интерес искренний, - заинтересованный вид. Дальше я рассказал о сути метода в одном ударе, дальше о том, что в поединке мы ставим те же цели и кратенько пробежался по этим позициям. В принципе, это в двадцать минут и уместилось.

Там присутствовал известный психотерапевт Марк Сандомирский, автор книг «Телесно-ориентированная терапия» и «Телесно-ориентированная терапия и психосоматика». Он по сути что сделал? Собрал все методы в одну книгу. Есть разные хрестоматии, а у него более интересно с его осмыслением. У меня есть скрытая надежда, потому что поскольку эта книга его переиздается периодически, то, может быть, кто знает, когда он будет очередной раз создавать новое издание, то включит туда информацию и о терапевтическом фехтовании…



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет