On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Сегодня, 23 сентября 2014 года форум начинает свою работу с обсуждения проекта Устава Ассоциации терапевтического фехтования

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 65
Зарегистрирован: 10.09.14
Репутация: 0

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.14 12:18. Заголовок: Вячеслав Летуновский. Детализация программы пятого модуля курса "Осуществление"


МОДУЛЬ 5. «ПУТЬ».

Жизнь как целое. Цельность жизни во времени. Жизнь как песня. Понимание основной мелодии жизни. Фальшивая и честная игра. Богатство и бедность звуков. Запевы и припевы. Кульминация и финал.
Жизнь как путь. Подъемы и спуски. Целостность дня целостность года. Целостность жизненного пути. Трудные участки и движение в потоке. Ваги и попутчики. Знаки и искушения. Цель и смысл Пути.
Спиралеобразный характер бытия. Повторяющиеся события. «Дежавю» с экзистенциальной точки зрения. Развитие и зацикленность. Преодоления негативный повторяющихся шаблонов. Готовность к повторениям на новых витках спирали.
Смыслы и ценности, миссия. Экзистенциальная позиция. Участие и причастность. Способность бросить вызов и принять вызов. Что есть победа и что есть поражение. Целенаправленность и целеустремленность. За что я готов сражаться, а за что не готов?

СТЕНОГРАММА

Вячеслав Летуновский:
- Ясная, определенная позиция себя самого очень важна. Когда я еще писал свою диссертацию по экзистенциальному анализу, то контактировал с Леонтьевым, он тогда у меня был научным руководителем. Он на одном из своих семинаров приводил положение Сальваторе Мадди, латиноамериканского психолога, трактат о пользе решительного теоретизирования. Почему? Потому что мы живем в такое время, когда, в принципе, заявить какую-то свою ясную позицию конкретную: я считаю правильным вот это, - значит, вызвать на себя огонь. Сейчас очень много разных концепций, подчас дискутабельных, их можно объяснить и с одной точки зрения, и с другой.

Многие авторы просто боятся активно высказывать свою позицию. А так как они боятся решительно высказывать свою позицию, то не могут на нее опереться, создать какое-то развернутое обучение. Пусть оно будет ограничено, но его можно создать, как раз что-то определяя внутри себя. И другие в опоре на твою определенность могут развить что-то свое. Может, опираясь прямо на него, найти противоречащий тезис. В общем, это необходимая предпосылка для совместного бытия.

Ясная, определенная позиция – в то же самое время это и готовность слушать и слышать другого и взаимоменяться, что-то вместе порождать. Это был, как вы помните, у нас третий модуль, посвященный теме совместности, бытия вместе. Там принципиально важно было у нас выработать умение смещать фокус с себя любимого, в том числе, на то, что происходит между нами и на нас, взаимодействующих как единое целое. И смотреть, как это единое целое развивается и живет.

Мне интересен один из диалогов в соцсетях на коучинговой группе, он касался проблемы семьи. Там главный посыл был, что нужно научиться не подавлять личность, развивать личность в семейных отношениях. Я и говорю: совершенно замечательно на Западе развивают личность, фокусируются на развитии личности и достигли бОльших успехов в развитии личности, чем мы. Но стало ли лучше от этого семье – это очень большой вопрос. Семья на Западе находится в гораздо более плачевном состоянии, чем у нас. На мой взгляд, потому что все-таки фокус должен перемещаться с себя любимого, со своих личностных потребностей, которые ты удовлетворяешь, на видение семьи как целого. Причем семья не должна противостоять мне как человеку, я же тоже член семьи. Там очень трудно бывает понять эту трудность третьего модуля, то есть видеть себя в целом. То есть целое, а не противоположное мне, с которым я борюсь за свою индивидуальность.

Весь пафос западной культуры в это укладывается, а видеть себя в целом, чувствовать и видеть это целое, как живое, если действительно удается, то возможности для совместного осуществления совершенно разные. Это могут быть, в том числе, и семейные отношения, когда нам это удается: видеть целое, как оно живет, служить этому целому, жить ради этого целого. Причем, когда я говорю: ЖИТЬ РАДИ ЭТОГО ЦЕЛОГО, - значит, И РАДИ СЕБЯ ТОЖЕ, потому что я в этом целом. И многие вещи меняются в лучшую сторону.

Дальше мы благополучно дошли с вами до четвертого модуля, который носит название «Целостность». И в опоре на понимание и переживание целого в совместности парного бытия мы пытались, насколько это возможно, почувствовать себя единым в целом мире. Понять это классическое экзистенциальное бытие в мире человека. Использовали для этого расширение внимания, работая в формате с двумя партнерами, тремя партнерами, учась чувствовать группу, и по возможности выходя на переживания себя и мира как единого целого.

И благополучно теперь мы с вами дошли до пятого модуля, где целостность перед нами предстоит немножко в другом формате. Если мы как-то ее пространственно чувствовали, то здесь она больше для нас предстает хронологически. То есть чувствовать, переживать, понимать свою жизнь как целое. Почему это важно? Потому что только когда я чувствую, вижу, понимаю свою жизнь как целое, мне становится понятнее про смыслы своей жизни, базовые цели, задачи, про миссию жизни в конечном итоге, когда жизнь предстает предо мной как целое. И когда я вижу свою жизнь как целое, нечаянно у нас в этой связи возникают метафоры жизни как танца, как песни, жизни как мелодии.

Наверняка вы замечали, что в жизни такие бывают созвучия: то, что было в раннем возрасте, в каком-то старшем возрасте возвращается в каком-то другом свете. Здесь можно использовать метафору такого спиралеобразного развития. То есть мы с новым опытом приходим к той же самой теме, переживаем ее, а, если быть внимательным, то любой процесс, вернее, конец каждого процесса так или иначе несет в себе начало, а начало уже задает конец: как мы начинаем, так и заканчиваем. Очень часто так бывает. Не случайно в этой связи на пятом модуле мы, в том числе, актуализируем тему смерти, тему конца жизни.
Не так давно я ездил в Питер на семинар Андрея Гнездилова. Это замечательный питерский психотерапевт, создатель первого в России хосписа. Он сопровождал умирающих людей, их было не меньше тысячи человек. И он очень четко сказал о том, что процесс умирания очень созвучен процессу рождения, там очень похожие как бы фазы человек проходит во время смерти. И как ему нужно усилие, чтоб родиться, так ему нужно и некое усилие, чтобы умереть. Возможно, смерть – это тоже рождение в какое-то совершенно новое, неведомое нам состояние.
Я в свое время так же в хосписе почитал записи умирающих людей. То есть там медсестры записывали последние слова, выражения людей, которые умирали. И что мне бросилось в глаза – там действительно как бы оставалось ощущение проделанной работы, трудной работы по умиранию. То есть это какой-то достаточно серьезный, трудный и важный процесс. В ряде книг православной литературы смерть называется таинством смерти. Как таинство рождения, так и таинство смерти в каком-то смысле созвучны. Меня совершенно поразило: было очень много высказываний: «Хочу домой!», - это можно двояко понимать: что люди на самом деле не хотят умирать в хосписах и больницах, они хотят умирать дома. А можно понимать и так, что они действительно возвращаются в какой-то свой «Дом», опять к своему Истоку, на начальную исконную Родину.
То есть когда я осознаю точку своей смерти… обычно же неохотно, неприятно думать о своей смерти, неприятно думать о старости, потому что перед смертью в старости все-таки много неприятных моментов, связанных с болезнями или еще с чем-то. Мы обычно эти мысли отгоняем. Но только когда я принимаю свою смерть, принимаю свою старость как неотъемлемую часть жизни, я создаю возможность для того, чтобы моя жизнь стала полнее для того, чтобы я понял: про что моя жизнь, зачем моя жизнь, о чем моя жизнь.

Действительно, глубокие люди всех времен и народов как-то чувствовали время своей смерти. Например, прочитал традицию Оптинских Старцев, которые передавали свои знания от одного к другому. Но для большинства из них характерным было то, что они чувствовали время своей смерти и отдавали распоряжения сделать что-то важное после смерти, что нужно сделать, где их похоронить и каковы будут обстоятельства их смерти. Например, старец Амвросий говорил, что через какое-то время, как он умрет, за грехи его в течение какого-то времени будет неприятный запах, а потом он уйдет. Так оно и было. Примерно так же умер Хайдеггер, что интересно. Он чувствовал, что дело близится к концу, просил своего друга, с которым они учились, они же в семинарии католической получали первоначальное образование, а потом он в университет ушел. Своего друга-пастора он просил, чтобы он сказал надгробное слово, дал ему указание, где его хоронить, как хоронить, в чем и т.д., дал по имуществу некоторые распоряжения. И, как говорят, он встал утром в хорошем настроении, выпил чашечку кофе, потом ему захотелось прилечь, он прилег и умер. Вот так, совершенно спокойно.
Если ближе к занятию, то как мы будем работать: у нас достаточно содержательная программа на этот модуль. Будет у нас классическое для этого модуля упражнение: «Танец длиною в жизнь». Раньше был «Удар длиною в жизнь», от начальной точки к конечной. Это у нас будет подобного рода упражнение, где будет больше возможностей выразить себя. Мы продолжаем работу над расширением внимания и сознания. Там у нас будет упражнение «Я и мир» уже в формате один против четверых. И для осознания своей жизни как целого жизненного пути у нас еще будет пара упражнений.

Начнем с погружения в точку смерти, то есть это эпитафия и завещание. И еще есть одно упражнение на эту же тему «Линия жизни». Хорошее место, чтобы действительно подвести итоги, «забросить» себя туда подальше во временной перспективе и оттуда уже посмотреть на себя и лучше понять, о чем моя забота и как ее переориентировать на то, чтобы она была больше о ТОМ, то есть о самом важном. Это основные моменты.
Я уже говорил про жизнь как песню. То есть действительно в песне есть, соответственно, запевы, припевы, есть финал, есть окончание. Очень интересно даже в языке, когда спрашиваешь: «Как дела?» - «Как песня!», - то есть ощущение жизни как песни – это ощущение хорошей жизни, правильной жизни, она поется, идет легко или может быть трудно, но, как в песне, там есть своя мелодия, гармония, красота, смысл, последовательность. И эта «мелодия» открывает еще и путь к совместной симфонии. То есть когда мелодии нашей жизни становятся симфоничны, когда мы поем с учетом мелодии друг друга, появляется такая целостная симфония.
Иногда свое жизненное назначение я понимаю, когда слышу всю эту «симфонию», потому что когда я пою в тишине, не для кого-то, - не очень хочется петь в абсолютной тишине – непонятно и даже страшно. А когда это симфония, когда люди сонастраивают свои «мелодии жизней», тогда я лучше понимаю, как мне петь или как мне играть: что будет уместно, а что нет.

Иногда, может быть, своим смелым… может, смотрели шуточные ролики про игру оркестра или фильмы есть художественные об этом: играет оркестр и вдруг там кто-то, обычно это бывает барабанщик или еще кто-то, задумавшись или уйдя в себя, начинает новую мелодию, а потом весь оркестр ее подхватывает. Такая тема бывает. Тема симфонии и своего места тоже очень интересна….
Это интересная сама по себе тема. Мы можем петь по-разному, играть по-разному, можем взять на себя смелость и поменять вообще симфонию. Можем играть тихо или громко, можем играть фальшиво – это наша неадекватная жизнь, неадекватные действия. Есть симфония жизни в каком-то одном направлении, мы ее не слушаем, что-то свое гоним – в результате, получается какофония, фальшивая мелодия. Форм такого фальшивого проявления себя – исполнения своей партии – может быть довольно много, как и правильная форма тоже не одна. Я могу сыграть свою правильную мелодию по-разному: грустнее, веселее, громче, тише; по тону и по тембру по-разному. Главное, чтобы это не было фальшивым.

Метафора жизни как пути: подъемы и спуски. Тоже интересная тема. Если кто-то внимательно смотрел за ходом своей жизни, то наверняка заметили, что есть какие-то спады и есть подъемы. Наверное, это связано с общей цикличностью нашей базовой энергетики. Есть такая болезнь маниакально-депрессивный психоз, когда люди впадают в полную апатию, либо у них какая-то безудержная активность, то ли они чередуются. В этом смысле каждый на своем уровне, по меньшей мере, мы тоже такие МДБ-шники, у нас тоже бывают такие периоды: от повышенной энергичности она чаще проходит на позитиве и апатия – они меняют друг друга.

Один из первых психотерапевтов экзистенциальных Людвиг Бинсвангер тоже очень интересные вещи заметил, когда работал со сном и исследовал тему полетов во сне, то понял, что определенные корреляции полета во сне связаны вообще с подъемом жизни. То есть человек, который во сне взлетает, летает – его жизнь чаще идет на подъеме, а спуск – это вообще на спуске. То есть какая-то экзистенция проявляется одинаково во сне и в жизни. Если я во сне иду на подъем, взлетаю, то и в жизни обычно эти корреляции происходят.
Обычно целая куча литературы пишется для того, чтобы доставить нам счастье навсегда: будете использовать наш какой-то метод – будете счастливы на всю жизнь. Но все мы прекрасно понимаем, что на самом деле от этой волнообразности бытия, спусков и подъемов никто нас уберечь не сможет. Вспоминаю великого японского фехтовальщика Миамото Мусаси, у него в «Книге Пяти колец» есть интересное выражение, он говорит: «Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться». Он еще пишет о том, что когда ты на очень большом подъеме, уходящим в эйфорию, то должен себя «притормозить». И, с другой стороны, когда есть такая тенденция к полному спаду, ты тоже должен себя «притормозить» и ближе к середине держаться. Потому что любая эйфория заканчивается абстинентным синдромом: наркотическая, алкогольная, адреналиновая, дыхательная – какая угодно, если там разгоняешь внутренний опиат, то абстинентного синдрома не избежать. Это тоже такая опасная вещь.

«Попутчики». Действительно мы на нашем пути встречаем попутчиков, с которыми мы проходим какое-то время. Иногда нам кажется, что если мы встречаем таких близких людей, то это на всю жизнь. Но жизнь показывает, что время меняется, и на одном участке пути у нас одни попутчики, на другом – другие, равным образом, как и разный зов Бытия. Почему важно откликаться на зов Бытия? То есть если вам очень хочется что-то делать, вы чувствуете, что этим «горите», важно не отодвигать это, а сделать, потому что зов уйдет, другой какой-нибудь зов придет. А этот может уйти навсегда. Он может где-то и вернуться на другом витке спирали, а может и не вернуться. И то же самое попутчики. То есть то, что мы в нашей жизни делаем, мы делаем, как правило, вместе с людьми, которые рядом, с нашими попутчиками. Поэтому важно как-то быть открытым к попутчикам, отзываться на эти же самые потребности.

Подходим к смыслам и ценностям. Это такая вещь, которая рождается из видения и осознания своего пути. Когда я, может, через погружение в точку смерти, может быть, действительно, подняв себя над целостностью своей жизни, с высоты птичьего полета обозрев свою жизнь, лучше смогу понять: зачем я? Про что я? Как я? Где я? О чем я? Точно так же помогает и метафора симфонии. Какую мелодию сейчас поет мой народ? И какую – я, соответственно. Моя роль в этой теме.
Экзистенциальная позиция – тоже интересная тема. Экзистенциальная позиция – это то, что я принял как свое и на чем стою, за что готов бороться и за что готов умереть. Она всегда рискованна, ибо то, что я выбрал, может проиграть, допустим. Или я могу что-то негативное получить: боль, разочарование, просто какой-то ущерб, погибнуть даже можно, если у тебя позиция конкретная. Но только четко занятая экзистенциальная позиция позволяет понять и проявить свою миссию. Понимаешь: что ты, про что ты и зачем?

Что есть победа и что есть поражение? Такая тема очень интересная сама по себе. Если я занял какую-то твердую позицию, то я могу проиграть, и у меня всегда есть риск поражения. Поражение может меня разрушить, а может и не разрушить. Мы знаем много примеров в истории, когда проигравшая сторона становилась в конечном итоге победителем.
Кстати, Миамото Мусаси писал по поводу победы и поражения: боец может стать непобедимым. Надо пойти в уединенное место и там принять решение, что ты непобедим. И ждать боя. Но надо учитывать, что, даже будучи непобедимым, нельзя заставить противника проиграть. На самом деле это вопрос непростой.

Возвращаясь к теме пути, собственно, эту методику я в оригинале взял у Александра Кронига. Я когда сам эту методику прошел в компьютерном варианте, то четко для себя осознал, что многие важные позитивные события в моей жизни произошли именно потому, что какое-то время были негативные, которые сильно поменяли все течение моей жизни. И когда ты понимаешь, что если бы не было плохого в твоей жизни, то не было бы и хорошего, тогда появляется и основание для принятия того, что в твоей жизни было, как оно есть. Поэтому поражения и победы, думаю, ключи к ним могут быть, только если все это как бы ради чего, зачем. Вот как-то, наверное, всё.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет